МКОУ "Новопоселковая СОШ"
Касумкент
  • Страница педагога-психолога

    Азимова Замина Керимовна.
    Учитель русского языка и литературы, классный руководитель
    Литература, Русский язык
    "Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель»

    Школьный психолог: особенности профессии

    Школьные годы – время становления личности, усвоения правил и принципов, которые во многом определят судьбу. Человек учится думать, чувствовать, дружить, выстраивать коммуникации с ровесниками и старшими товарищами, с учителями. Каким вырастет несмышленый первоклашка – уверенным, знающим себе цену или во всем сомневающимся – во многом будет зависеть от атмосферы, которая царит в учебном заведении, от отношений между учениками и педагогами, от ценностей, которые приняты в классе, в школе. 

    За создание благоприятных условий для учебы и всестороннего развития детей отвечает школьный психолог!

    Характеристика школьного психолога

    Требования к школьному психологу высоки. На эту должность может претендовать специалист, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по профилю «Педагогика и психология» или, как вариант, человек с высшим или средним профессиональным образованием, который прошел дополнительную профподготовку.

    Чтобы соответствовать профстандарту, педагог-психолог должен: 

    • разбираться в основах педагогики и психологии;

    • знать возрастные особенности развития детей;

    • владеть методами проведения психологических исследований и уметь интерпретировать их результаты;

    • знать, по каким правилам проводится мониторинг учебно-воспитательного процесса и т. д. 

    Работа психолога в учебном заведении сложна и гиперответственна – ведь ему часто приходится разрешать непростые ситуации, давать рекомендации педагогам, родителям, в случае необходимости – направлять юных подопечных к узким специалистам. Для того чтобы выдерживать нагрузку и сохранять самообладание, независимо от того, что происходит, человеку потребуются такие качества, как:

    • внимательность;

    • тактичность;

    • толерантность;

    • эмпатия;

    • гибкость;

    • эмоциональная стабильность и устойчивость к стрессам;

    • умение быстро и адекватно реагировать на ситуацию;

    • интуиция и т. д.

    И поскольку главный контингент, с которым работает школьный психолог, – это ученики, специалист должен уважать их и воспринимать всерьез, уметь спуститься (или подняться) до их уровня и говорить с ними на понятном им языке.

    Цели и задачи школьного психолога

    В школе ребята проводят много времени, и все, что происходит в стенах учебного заведения, оказывает ощутимое влияние на их настроение, отношение к себе и окружающим, мировоззрение, привычки, установки, принципы и т. д. Сделать так, чтобы условия в школе были благоприятными для нормального развития каждого учащегося, вовремя выявлять и корректировать, а еще лучше – предупреждать отклонения в формировании ребенка, в его поведении, оказывать профессиональную помощь и поддержку каждому участнику образовательного процесса – вот главные цели, которые реализует педагог-психолог. Осуществить все это ему помогает ежедневное решение множества задач:

    • изучение личности каждого школьника;

    • психолого-педагогическое сопровождение учащихся;

    • диагностика отклонений, особенностей, требующих коррекции и дальнейшего наблюдения;

    • помощь ученикам, их родителям или опекунам, педагогам в разрешении конкретной ситуации;

    • психологическая поддержка ребят, которым тяжело дается адаптация в новом коллективе, на новом месте;

    • консультативная помощь педагогам;

    • работа над созданием эффективных методов обучения и т. д.

    Направления работы психолога в школе

    Можно выделить такие направления работы школьного психолога, как психологическая диагностика и коррекция, консультативная помощь, профилактика и психологическое просвещение.

    Психодиагностика – самый первый этап общения психолога с подопечными. Специалист знакомится с учащимися (или теми, кто только готовится к поступлению в школу), анализирует их эмоциональное состояние, уровень развития и при помощи различных методов выявляет нарушения, требующие коррекции, индивидуальные особенности, на которые стоит обратить внимание. Диагностика помогает обнаружить психологические проблемы (повышенную тревожность или недостаток мотивации), трудности с обучаемостью, признаки дисграфии или дислексии, которые потребуют помощи дефектолога. Подобные исследования могут проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группе – в форме тестирования, игры или тренинга. По итогам диагностики специалистом могут быть сформированы группы риска, в которые попадают ребята, нуждающиеся в наблюдении, коррекции, поддержке и т. д.

    Психологическая коррекция. Когда проблемные моменты выявлены, педагог-психолог разрабатывает программу их устранения, подбирает оптимальные способы коррекции, при необходимости привлекает родителей и учителей. Основательная проработка может потребоваться, если имеют место 

    • повышенная тревожность;

    • гиперактивность;

    • дефицит внимания;

    • трудности с запоминанием информации;

    • проявления агрессии;

    • чрезмерная застенчивость;

    • навязчивые страхи и т. п.

    Коррекционная работа может быть направлена не только на исправление отклонений, но и на развитие определенных навыков, познавательных процессов (например, внимания, мышления).

    Консультативная работа.

    Школьный психолог консультирует учащихся и их родителей, педагогов. Консультации могут быть индивидуальными, групповыми (например, в формате беседы на определенную тему во время классного часа или других школьных мероприятий) или в виде телефона доверия. Такая работа помогает решать проблемы точечно, оперативно.

    Психологическая профилактика.

    Это плановая работа психолога, которая проводится регулярно (часто – в сотрудничестве с педагогами) и направлена на предупреждение проблем у школьников, на выявление ребят, относящихся к группам риска, на создание благоприятных условий для адаптации, обучения, воспитания, развития детей в стенах школы.

    К просветительской работе школьного психолога можно отнести обучающие тренинги, лекции, семинары, тематические беседы для учителей, родителей, учащихся, мероприятия, посвященные профориентации.

    Какие методы использует в своей работе школьный психолог

    В своей психолого-педагогической практике специалист пользуется множеством методов. Выбор конкретного инструмента определяется ситуацией, спецификой задач, которые предстоит решить, временем, которое на это отводится, и другими факторами. У каждого психолога формируется и своя методическая копилка – проверенные опытным путем и подтвердившие свою эффективность техники, методики, приемы. 

    Основные методы работы школьного психолога такие:

    • Наблюдение. 

    • Эксперимент. 

    • Опросные методы (анкетирование, опросы, беседа, интервью).

    • Психодиагностические тесты (тесты достижений, интеллекта, личностные тесты).

    • Моделирование.

    • Психологическая характеристика.

    • Дидактические методы (рассказ, лекция, дискуссия, метод упражнений).

    Каждый метод может иметь множество вариаций, объединять сотни различных приемов, техник, методик. Эффективность применения всего этого арсенала инструментов будет зависеть в первую очередь от компетентности специалиста, его практического опыта. 

    25 ноября–01 декабря 2024
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    01
    Расписание на этот год не заполнено
    ноябрь
    пнвтсрчтптсбвс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie