Страница педагога-психолога
Школьный психолог: особенности профессии
Школьные годы – время становления личности, усвоения правил и принципов, которые во многом определят судьбу. Человек учится думать, чувствовать, дружить, выстраивать коммуникации с ровесниками и старшими товарищами, с учителями. Каким вырастет несмышленый первоклашка – уверенным, знающим себе цену или во всем сомневающимся – во многом будет зависеть от атмосферы, которая царит в учебном заведении, от отношений между учениками и педагогами, от ценностей, которые приняты в классе, в школе.
За создание благоприятных условий для учебы и всестороннего развития детей отвечает школьный психолог!
Характеристика школьного психолога
Требования к школьному психологу высоки. На эту должность может претендовать специалист, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по профилю «Педагогика и психология» или, как вариант, человек с высшим или средним профессиональным образованием, который прошел дополнительную профподготовку.
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог-психолог должен:
-
разбираться в основах педагогики и психологии;
-
знать возрастные особенности развития детей;
-
владеть методами проведения психологических исследований и уметь интерпретировать их результаты;
-
знать, по каким правилам проводится мониторинг учебно-воспитательного процесса и т. д.
Работа психолога в учебном заведении сложна и гиперответственна – ведь ему часто приходится разрешать непростые ситуации, давать рекомендации педагогам, родителям, в случае необходимости – направлять юных подопечных к узким специалистам. Для того чтобы выдерживать нагрузку и сохранять самообладание, независимо от того, что происходит, человеку потребуются такие качества, как:
-
внимательность;
-
тактичность;
-
толерантность;
-
эмпатия;
-
гибкость;
-
эмоциональная стабильность и устойчивость к стрессам;
-
умение быстро и адекватно реагировать на ситуацию;
-
интуиция и т. д.
И поскольку главный контингент, с которым работает школьный психолог, – это ученики, специалист должен уважать их и воспринимать всерьез, уметь спуститься (или подняться) до их уровня и говорить с ними на понятном им языке.
Цели и задачи школьного психолога
В школе ребята проводят много времени, и все, что происходит в стенах учебного заведения, оказывает ощутимое влияние на их настроение, отношение к себе и окружающим, мировоззрение, привычки, установки, принципы и т. д. Сделать так, чтобы условия в школе были благоприятными для нормального развития каждого учащегося, вовремя выявлять и корректировать, а еще лучше – предупреждать отклонения в формировании ребенка, в его поведении, оказывать профессиональную помощь и поддержку каждому участнику образовательного процесса – вот главные цели, которые реализует педагог-психолог. Осуществить все это ему помогает ежедневное решение множества задач:
-
изучение личности каждого школьника;
-
психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
-
диагностика отклонений, особенностей, требующих коррекции и дальнейшего наблюдения;
-
помощь ученикам, их родителям или опекунам, педагогам в разрешении конкретной ситуации;
-
психологическая поддержка ребят, которым тяжело дается адаптация в новом коллективе, на новом месте;
-
консультативная помощь педагогам;
-
работа над созданием эффективных методов обучения и т. д.
Направления работы психолога в школе
Можно выделить такие направления работы школьного психолога, как психологическая диагностика и коррекция, консультативная помощь, профилактика и психологическое просвещение.
Психодиагностика – самый первый этап общения психолога с подопечными. Специалист знакомится с учащимися (или теми, кто только готовится к поступлению в школу), анализирует их эмоциональное состояние, уровень развития и при помощи различных методов выявляет нарушения, требующие коррекции, индивидуальные особенности, на которые стоит обратить внимание. Диагностика помогает обнаружить психологические проблемы (повышенную тревожность или недостаток мотивации), трудности с обучаемостью, признаки дисграфии или дислексии, которые потребуют помощи дефектолога. Подобные исследования могут проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группе – в форме тестирования, игры или тренинга. По итогам диагностики специалистом могут быть сформированы группы риска, в которые попадают ребята, нуждающиеся в наблюдении, коррекции, поддержке и т. д.
Психологическая коррекция. Когда проблемные моменты выявлены, педагог-психолог разрабатывает программу их устранения, подбирает оптимальные способы коррекции, при необходимости привлекает родителей и учителей. Основательная проработка может потребоваться, если имеют место
-
повышенная тревожность;
-
гиперактивность;
-
дефицит внимания;
-
трудности с запоминанием информации;
-
проявления агрессии;
-
чрезмерная застенчивость;
-
навязчивые страхи и т. п.
Коррекционная работа может быть направлена не только на исправление отклонений, но и на развитие определенных навыков, познавательных процессов (например, внимания, мышления).
Консультативная работа.
Школьный психолог консультирует учащихся и их родителей, педагогов. Консультации могут быть индивидуальными, групповыми (например, в формате беседы на определенную тему во время классного часа или других школьных мероприятий) или в виде телефона доверия. Такая работа помогает решать проблемы точечно, оперативно.
Психологическая профилактика.
Это плановая работа психолога, которая проводится регулярно (часто – в сотрудничестве с педагогами) и направлена на предупреждение проблем у школьников, на выявление ребят, относящихся к группам риска, на создание благоприятных условий для адаптации, обучения, воспитания, развития детей в стенах школы.
К просветительской работе школьного психолога можно отнести обучающие тренинги, лекции, семинары, тематические беседы для учителей, родителей, учащихся, мероприятия, посвященные профориентации.
Какие методы использует в своей работе школьный психолог
В своей психолого-педагогической практике специалист пользуется множеством методов. Выбор конкретного инструмента определяется ситуацией, спецификой задач, которые предстоит решить, временем, которое на это отводится, и другими факторами. У каждого психолога формируется и своя методическая копилка – проверенные опытным путем и подтвердившие свою эффективность техники, методики, приемы.
Основные методы работы школьного психолога такие:
-
Наблюдение.
-
Эксперимент.
-
Опросные методы (анкетирование, опросы, беседа, интервью).
-
Психодиагностические тесты (тесты достижений, интеллекта, личностные тесты).
-
Моделирование.
-
Психологическая характеристика.
-
Дидактические методы (рассказ, лекция, дискуссия, метод упражнений).
Каждый метод может иметь множество вариаций, объединять сотни различных приемов, техник, методик. Эффективность применения всего этого арсенала инструментов будет зависеть в первую очередь от компетентности специалиста, его практического опыта.